Авторы данной технологии выдвинули гипотезу: способности конкретного учащегося раскрываются при оптимально подобранных для него условиях. Другими словами, для лучшего усвоения материала нужна адаптивная организация учебного процесса. Технология полного усвоения задает единый для всех детей уровень знаний (объем не ниже стандарта), умений, навыков, но делает для каждого учащегося переменными время, методы, формы, условия труда.

 

Учащиеся выбирают:

 

уровень содержания (не ниже стандарта);

 

информационные источники для его освоения (учебная литература и др.);

 

способ обучения в соответствии с индивидуально-личностными характеристиками (при этом скорость обучения соответствует возможностям индивидуальности);

 

темп продвижения по теме в соответствии с личностными особенностями;

 

форму, вид и время контроля по согласованию с учителем.

 

При этом ученик, как и учитель, выступает в роли обучающего и консультанта, оказывает помощь, контролирует.

 

Учитель осуществляет следующие действия:

 

1. Проектирование работы, подбор методик на основе диагностических срезов.

 

2. Определение темы.

 

3. Подготовка дидактического материала.

 

4. Разработка содержания контрольных срезов, эталона контроля.

 

5. Подготовка листа учета деятельности учащихся.

 

6. Подготовка путеводителя по теме для всех учащихся.

 

Плюсы рассматриваемой технологии нам видятся в том, что учащиеся вынуждены сами постоянно принимать решения. Это готовит их к самостоятельной жизни. Технология стимулирует максимальное раскрытие способностей, творческих возможностей личности, реализует гуманистический подход. Процесс обучения по такой технологии вписывается и в познавательную, и в личностную парадигму, опираясь на неповторимость, уникальность, самобытность учащегося, позволяет оптимально использовать помощь учителя и одноклассников.
Процедура применения технологии

 

1. Учитель начинает каждое новое занятие с жеребьевки, в результате которой разбивает учащихся класса на пары. Затем учащиеся работают над полученным заданием самостоятельно, имея возможность получить пояснения у учителя. По окончании работы в парах (она может длиться 5-7 минут) учащиеся представляют группе отчеты и снова с помощью жеребьевки меняют партнеров для работы над новым заданием.

 

2. Перед началом работы учитель раздает учащимся информационно-распреде-лительный лист и лист учета их деятельности при изучении данной темы, сам или с помощью учеников-консультантов знакомит с формами контроля.

 

3. Каждый учащийся составляет маршрут образовательной траектории, для чего знакомится с путеводителем по теме, которую будет изучать первой, берет информационные источники, необходимые для изучения данной темы. Если нужно, учащийся обращается к учителю или ученику-консультанту для информационного ввода в тему. Если информационный ввод не нужен, самостоятельно приступает к изучению темы при помощи путеводителя.

 

4. После изучения темы, выполнения указанных заданий, ознакомления с предложенными средствами контроля ученик идет на контроль к товарищу, за которым закреплена эта же тема.

 

5. Если собеседование показало, что тема усвоена, можно выходить на другие уровни контроля. Если обнаружены пробелы в усвоении, ученик возвращается к доработке тем, получая дополнительную консультацию. Затем следует повторный контроль у консультанта и другие обязательные виды контроля.

 

6. В листе учета деятельности делаются пометки:

 

= (“точка”) означает, что ученик изучает тему;

 

+ (“плюс”) – что изучил;

 

если ученик успешно прошел контроль, плюс обводится в кружочек: A .

 

7. По ходу работы ученик может воспользоваться валеологическим листом.

 

8. В случае досрочного изучения темы (нормативное время указано в плане) ученик на некоторый срок освобождается от посещения занятий или продолжает двигаться вперед с целью опережающего изучения курса и выхода на досрочный контроль (экзамен, зачет).

 

9. Если ученик не уложился в отведенное время, он получает дополнительное задание.

 

Словарь основных терминов

 

Технология полного усвоения - усвоение знаний, умений, навыков посредством такой организации работы в классе , когда каждый ученик имеет столько учебного времени, сколько ему потребуется для усвоения учебного материала.

 

Эталон - разработка конкретных требований к ответу.

 

Мотив - то, что побуждает деятельность.

 

Характеристика

 

  • Все ученики могут и должны освоить материал полностью.

  • Разработка эталонов.

  • Учебный материал разбивается на отдельные единицы.

  • Подготовка тестов к каждой учебной единице.

 

 

 

Таблица этапов обучения

 

1 - Подготовка учебных материалов на основе модульного принципа;

 

2 - Разработка заданий и тестов для самоконтроля и контроля подготовленности по каждому модулю;

 

3 - Личностно-ориентированный подход на основе тестов контроля и самоконтроля;

 

4 - Организация самостоятельной работы слушателей, в процессе которой преподаватель сотрудничает с ними;

 

5 - Коррекция знаний по итогам самоконтроля;

 

6 - Тестирование или проверка контрольного задания или проекта.