^Наверх

Я, Глухова Ольга Алексеевна работаю учителем истории и обществознания. Мой педагогический стаж работы (по специальности) - 31 год. Закончила Ростовский государственный университет, специальность "История", квалификация "историк, преподаватель истории и социально - политических дисциплин". Более десяти лет работаю в классах профильного уровня: социально - гуманитарный или социально - экономический.

В настоящее время работаю учителем истории и обществознания в МБОУ "СШ № 11", г. Нижневартовска, ХМАО

http://86sch11-nv.edusite.ru/DswMedia/pedagogi2016-2017.pdf

 

ЭССЕ

«Моя педагогическая философия»

«Дело в том, что мы можем учиться у тех, кого учим». В. Дж. Хелемендерис

В современную эпоху стремительных перемен приходится отказываться от привычных представлений о том деле, которым ты занимаешься, постоянно совершенствоваться в каких то новых областях. В суете нашей жизни, за чередой сменяющих друг друга дней, сквозь модернизацию и инновации хочется пристальнее взглянуть на себя, прислушаться к голосу своего сердца, оглянуться на то, что и зачем делалось, к чему привело. Иногда бывает и стыдно за совершенные ошибки, за свое профессиональное несовершенство, и это чувство помогает совершенствоваться далее. В основе профессионального роста каждого педагога лежит его собственное понимание педагогики и образования.

Моя педагогическая философия…?  Как сложно отделить педагогическую философию от философии жизни вообще! Размышляя над этим вопросом, я мысленно перелистываю страницы своей жизни. Да и могу ли я отделить жизнь от работы? Нет, для меня учительство - это не профессия, а образ жизни. Уже столько лет работаю учителем, а сформулировать свою педагогическую философию коротко и ясно мне не просто. В основе ее, конечно же, лежит мое отношение к ученикам. Чтобы узнать больше о ребенке, сердце учителя должно быть не только добрым, но и зрячим. Ведь сердце – инструмент учителя, познания не только самого себя, жизни, а в первую очередь души ребенка. Наиболее точно, на мой взгляд, эту мысль выразил Лев Толстой: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель».  Мне очень хочется сделать все, чтобы приблизиться к этому понятию - «совершенный учитель». Но совершенным учителем тоже ведь сразу не станешь. В моей педагогической практике бывало всякое: восторг и удовлетворение от собственных успехов и успехов своих учеников, но порой и руки опускались от того, что что-то не получалось или не воспринималось так, как мне этого хотелось… Моя цель, как учителя – развивать способности каждого ученика. Моя задача – помочь ученику найти себя, сделать первое и самое важное открытие – открыть свои способности, а может быть, и талант. Особенность учительского труда состоит в том, что ему не только нужно научить детей своему предмету, а найти путь к каждому ученику, создать для него все условия для развития способностей. Профессия учителя, как никакая другая, работает на день завтрашний. Учитель ведет по ступенькам взросления будущего рабочего и ученого, воина и юриста, врача и строителя. Учитель формирует фундамент их знаний и умений, основы их мировоззрения. А главное - своим словом преподает самую трудную на свете науку - быть людьми. На своих уроках я стараюсь быть с учениками на равных, помня, что каждый мой неправильный шаг, случайно сказанное слово впитываются неокрепшими душами моих воспитанников и, как учитель, не мыслю себя без постоянного совершенствования, так как должна быть образцом для своих учеников. Радуюсь, когда они с интересом идут ко мне на урок, но для меня важно и то, что я иду на урок с удовольствием и жду встречи со своими ребятами. Я стараюсь делать все для того, чтобы помочь каждому из них познать себя, самоопределиться и, по возможности, самореализоваться, получив возможность раскрыть свои способности. Но и мои ребята многому учат меня. Моим девизом являются слова В. Дж. Хелемендерис: «Дело в том, что мы можем учиться у тех, кого учим».  Работая с детьми, учишься у них непосредственности и открытости, умению воспринимать мир добрым и светлым. А у старшеклассников порой стоит поучиться практичности и прагматичности. От своих учеников  я набираюсь мудрости,  равной самой умной книге, отдавая взамен свои знания, своё сердце. Важно уметь создать атмосферу доброжелательности, уважения и понимания, всегда быть внимательным и профессиональным в контакте с детьми, чтобы сделать их активными участниками образовательного процесса, пробуждая стремление к личному росту, к высоким достижениям и сотрудничеству. Что бы я хотела видеть в своих учениках? Свободного мышления, толерантности, умения конструктивно решать проблемы, способности к самовыражению и еще много других очень важных качеств. Какими людьми станут мои ученики, что после себя оставят – это и будет ответом на вопрос: какой я учитель.    Главное — чтобы каждый из них стал яркой индивидуальностью, стал личностью.  Что бы ребенок раскрылся, учителю необходимо привлечь его внимание, заинтересовать собой, увлечь его собой, то есть приобщить к своему опыту и ценностям и выйти на сотрудничество. А что такое «сотрудничество»? По моему мнению, это совместная деятельность, труд, совместное преодоление трудностей. Я считаю, что достижение цели мой педагогической деятельности возможно лишь при условии системно – деятельностного подхода. Система – именно это понятие является ключевым в процессе моей педагогической деятельности. Само слово «СИСТЕМА» содержит в себе всю мою педагогическую философию:

С – сотрудничество

И – индивидуальность

С – самовыражение

Т – толерантность

Е – единение

М – методология

А - анализ

Моя основная цель не только оценивать, но и создавать максимально благоприятные условия для раскрытия  способностей ребенка. Добиваться этой цели мне позволяют не только уроки истории и обществознания, но и внеурочная деятельность. Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком его интересов и увлечений.

Системно организованная внеурочная деятельность позволяет ученикам самостоятельно познавать окружающий мир, самоутверждаться и самореализовываться в разнообразной учебной и практической деятельности. Взаимодействие урочной и неурочной деятельности позволит оптимально сочетать рациональную организацию досуга подростков при этом они продолжают приобретать навыки аналитической деятельности, логических операций, которые необходимы им в дальнейшем интеллектуальном, а следовательно, и в социальном развитии. Именно от учителя зависит, насколько эффективен будет результат данной системы. В качестве подтверждения хочу привести слова Николая Пирогова: «Пусть учится тот, кто хочет учиться, - это его дело. Но кто хочет учиться у меня, тот должен чему-нибудь научиться - это моё дело».

Вот такая она,  «Моя педагогическая философия».

 

 

 

 

2013  Мир учителя